Меню
16+

Омсукчанский муниципальный округ

24.02.2015 18:54 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ОМВД по Омсукчанскому району информирует

Квалификация действий лица, нарушающего спокойствие и тишину граждан в квартирах и других помещениях, не подпадающих под общественное место

Оздоровление социальной среды и предупреждение правонарушений является одной из главных задач политики государства. В связи с этим серьезную озабоченность вызывают административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, к числу которых можно отнести многочисленные нарушения спокойствия и тишины граждан, находящихся в жилых домах или общежитиях.

Нарушение спокойствия граждан, выражающееся громкой музыкой, пением, использованием пиротехники, шумом, связанным с ремонтными работами и другими действиями, повсеместно распространено и имеет многообразные формы проявления. Несомненно, делинквенты, совершающие эти противоправные деяния, снижают качество жизни законопослушных граждан, отрицательно влияют на нравственные отношения, создавая нервозную обстановку и вызывая чувство незащищенности. Более того, нарушения спокойствия и тишины граждан в форме громкой нецензурной брани, шумного распития спиртных напитков зачастую являются первой «пробой сил» на пути к будущей противоправной «карьере», более опасным формам ее проявлений. Этим обусловлены важность и актуальность теоретической и практической разработки вопросов, связанных с административно-правовой охраной общественного порядка от противоправных посягательств, совершаемых в виде «действий лица, нарушающего спокойствие совместно с ним проживающих граждан, если они совершаются в квартире и в других помещениях, не подпадающих под общественное место».

Главной проблемой, с которой сталкиваются правоприменители, является невозможность квалификации указанных деяний как мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ), распитие спиртных напитков в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ), те же действия, совершенные несовершеннолетними, не достигшими 16 лет (ст. 20.22 КоАП РФ). Причиной этого является признак общественного места, объединяющий указанные правонарушения. В антиобщественных деяниях, похожих на мелкое хулиганство или распитие спиртных напитков, совершенных в квартирах и других местах на праве частной собственности, признак общественного места отсутствует. Более того, такие распространенные действия, как крики, свист, игра на музыкальных инструментах, использование технических средств (телевизоры, радиоприемники, магнитофоны) на повышенной громкости, федеральным законодательством не учитываются вовсе.

Частично положение спасает возможность самостоятельного регулирования и охраны отдельных общественных отношений силами регионального законодательства. Основаниями являются п. «б» ст. 72 Конституции РФ, согласно которому к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится защита прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, а также ст. 1.1 КоАП РФ, делегирующая субъектам РФ право принимать собственные законодательные акты об административных правонарушениях, таким образом позволяя регионам России создавать правовые механизмы защиты от тех правоотношений, которые не охвачены нормами раздела 2 КоАП РФ.
Анализ законов субъектов РФ показал наличие норм, защищающих спокойствие и тишину в местах проживания граждан. Несмотря на некоторые особенности диспозиций, указанные нормы имеют схожие юридические признаки.

Объектом данных административных правонарушений является общественный порядок, т.е. сложившаяся общепризнанная система социальных отношений, в данном случае – система отношений, связанная с неприкосновенностью личности, ее достоинством, правом граждан на отдых и защиту здоровья. Объективная сторона связана с противоправным деянием, совершаемым, как правило, в форме действия. В силу чрезвычайного многообразия возможных форм нарушения спокойствия и тишины граждан многие региональные законодатели сочли необходимым перечислить максимально возможные формы рассматриваемых правонарушений, включив их как в диспозицию правоохранительной нормы, так и в примечание к ней, например, такие источники шума, как:

– телевизоры, радиоприемники, магнитофоны, другие громкоговорящие устройства, используемые на повышенной громкости, в том числе установленные на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли (киосках, павильонах, лотках);

– крики, свист, пение и игра на музыкальных инструментах;

– звуковые сигналы охранной сигнализации автомобилей;

– пиротехнические средства (петарды, ракетницы и др.), за исключением использования пиротехнических средств после 22 часов для организации органами государственной власти и органами местного самоуправления культурно-массовых мероприятий;

– ремонтные, строительные, разгрузочно-погрузочные работы, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины в ночное время;

– иные действия, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины в ночное время.

Однако перечень противоправных деяний оставлен открытым, и совершение правонарушения возможно также в результате других действий (например, при проведении вечеринок, выгуливании собак). В редких случаях деяние может совершаться и в пассивной форме: например, когда собака оставлена без присмотра и своим лаем нарушает покой граждан, бездействие владельцев автомобилей, выразившееся в несвоевременном отключении сигнала сработавшей автомобильной охранной сигнализации, либо использование неисправной автомобильной охранной сигнализации и т.д. Место совершения деяния не влияет на квалификацию. Противоправное деяние (действие или бездействие) может быть совершено как в самом жилом доме и общежитии, так и вне его: на придомовой территории, близлежащих улицах и в других местах. Это мнение основано на том, что состав правонарушения устанавливает квалифицирующие требования не к месту совершения противоправного деяния, а к месту наступления общественно вредных последствий. Таким образом, нарушение спокойствия и тишины граждан наступает в его жилище, но источник нарушения может быть где угодно. Например, на улице, придворной площадке, в соседской квартире или доме.

Рассматривая нецензурную брань в помещениях, принадлежащих гражданам, необходимо отметить невозможность прямого применения рассматриваемых норм, за исключением случаев, связанных с громкой нецензурной бранью внутри жилища, когда очевиден факт нарушения спокойствия и тишины других жильцов. Например, потерпевший утверждает то, что лица, проживающие с ним, мешают ему именно отдыхать, и это связано с действиями, оскорбляющими его честь и достоинство, а именно с нецензурной бранью и с иными действиями. Другими словами, доказывание факта нецензурной брани не является решающим. Важно другое: эти действия направлены на нарушение спокойствия граждан.

Конечно, между нарушением спокойствия и тишины в форме нецензурной брани и, например, просто шумным весельем разница очевидна. Это мнение основано на том, что кроме права граждан на отдых нарушаются и другие общественные отношения, например общественная нравственность. Однако, чтобы эти противоправные деяния не смешивать, законодателю необходимо дополнить рассматриваемые нормы квалифицирующим составом, предусмотрев в нем более строгую меру наказания за нарушение спокойствия и тишины граждан, выраженное в нецензурной брани, других антинравственных формах (например, повреждение или уничтожение мебели, битье посуды).
Действие, подпадающее под рассматриваемые составы административных правонарушений, ограничено временем. В одних законах меры по защите спокойствия и тишины граждан применяются с 22.00 до 6.00 ч, в других законах – с 23.00 до 7.00 ч. В отдельных регионах время действия рассматриваемых запретов зависит от рабочих и выходных дней. Так, в Законе Московской области в рабочие дни запрет действует с 22.00 до 6.00 ч, в выходные – с 23.00 до 9.00 ч.

Состав данного правонарушения предусматривает наличие потерпевших, которыми признаются граждане, чье спокойствие нарушено во время их пребывания в жилом доме или общежитии. Такие граждане признаются потерпевшими не только при условии, что им причинен физический, имущественный или моральный вред, но и когда такие требования не заявлены. Таким образом, состав рассматриваемого административного правонарушения считается формальным.

В том случае, когда ущерб или вред заявлен, вопрос о его возмещении решается путем гражданского судопроизводства на основании ст. 4.7 КоАП РФ.
Субъектами правонарушения по рассматриваемому факту являются граждане, достигшие к моменту совершения правонарушения возраста 16 лет.
В случае совершения указанного правонарушения лицами, не достигшими 16 лет, к ответственности привлекаются их законные представители. Таким образом, в случае нарушения тишины и спокойствия граждан в ночное время, например, группой лиц от 14 до 17 лет в отношении несовершеннолетних этой группы, достигших 16 лет, применяется ответственность в пределах санкции нормы, защищающей тишину, в отношении законных представителей несовершеннолетних указанной группы до 16 лет – в пределах мер общественного воздействия, применяемых комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Анализ законов субъектов РФ показал, что субъективная сторона данного правонарушения не ставится в зависимость от конкретной формы вины, умысла или неосторожности. На практике может возникнуть правовая ситуация, при которой службы полиции общественной безопасности не могут войти в помещение, считающееся местом совершения рассматриваемого административного правонарушения. Если в жилое помещение пройти не удается (такая ситуация может возникнуть, например, когда источник шума находится в соседней квартире), сотрудникам полиции общественной безопасности ОВД необходимо зафиксировать событие правонарушения в протоколе об административном правонарушении, где указываются данные о потерпевшем, а также свидетелях (желательно двух или более). Наличие заявления о противоправном событии со стороны потерпевшего обязательно. Для большей убедительности в наличии противоправного события необходимо собрать письменные объяснения свидетелей. Протокол об административном правонарушении подписывается всеми участниками указанного выше события с пометкой о невозможности ознакомить с соответствующим протоколом лицо, совершившее административное правонарушение. В случае обращения граждан по месту дислокации служб и подразделений МОБ о нарушении спокойствия, жалобу необходимо занести в Журнал обращений и приема граждан участковым уполномоченным милиции и в Книгу учета сообщений о происшествиях (КУСП).

Для ознакомления с содержанием протокола на имя лица, совершившего административное правонарушение, по почте, курьером, лично лицом, рассматривающим дело, телефонограммой, телеграммой и другими доступными способами направляется уведомление о необходимости прибыть в назначенное место и время. Если лицо, совершившее административное правонарушение, установить невозможно, последним признается лицо, зарегистрированное по этому адресу. Схема оповещения такого лица основана на положении п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», согласно которому протокол может быть составлен в отсутствие лица, совершившего административное правонарушение, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки, или причины неявки были признаны неуважительными.

Составление протокола непосредственно на месте совершения административного правонарушения не обязательно. В целях достижения максимального качества процедуру составления протокола можно начать в служебном помещении по месту нахождения соответствующего должностного лица ОВД. Главное – соблюсти 48-часовой срок с момента обнаружения противоправного события или фактического его подтверждения. Этот вывод основан на положении ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ. В этом случае лицо, подозреваемое в совершении административного правонарушения, вызывается повесткой.

Составленный протокол и имеющиеся другие материалы дела, доказывающие факт совершения рассматриваемого правонарушения, необходимо направить в административную комиссию или другой орган, который согласно закону субъекта РФ уполномочен рассматривать дело о нарушении спокойствия и тишины граждан.

Таковы общие материально-процессуальные подходы к вопросу о защите спокойствия и тишины граждан в жилых и других помещениях, не являющихся общественным местом.

     ГАПКиИО ОМВД России по Омсукчанскому району

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

101