Меню
16+

Омсукчанский городской округ

17.02.2014 12:00 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Что нужно знать современному родителю о дисграфии

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма

«И снова, здравствуйте! Я хочу поговорить с вами о том, как ваши дети пишут, почему при письме допускают большое количество «нелепых», на первый взгляд, ошибок. В этой статье я расскажу о нарушении письменной речи. Меня, как специалиста, серьезно заботит эта проблема, поскольку детей, которые допускают на письме огромное количество ошибок, становится все больше и больше. Моя задача состоит в том, чтобы помочь вам, объяснить, дать совет, познакомить с некоторыми упражнениями, которые можно делать с детьми дома.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения не только с чтением, но и с письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких «умненьких», но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к логопеду, чаще к психологу, что не совсем правильно. Загляните в тетрадки детей, и вы сами сможете увидеть, что у вашего ребёнка серьёзная проблема с нарушением письменной речи.

Что же такое нарушение письменной речи? Это дисграфия.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать на письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но даже и в этих словах они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство неполноценности, нередко депрессия.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь». Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ». Пишут такие дети медленно, неровно, порой не замечают строчки и клетки в тетрадях.

Выделяют пять форм дисграфии. Первая – артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Суть ее состоит в следующем: ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.

Вторая форма – акустическая форма дисграфии. Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме, вместо мягкого знака пишут: «писмо», «малчик» и т.д.

Третья форма – дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов; перестановка и повторение букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).

Четвертая форма – аграмматическая дисграфия. Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

Пятая форма – оптическая дисграфия. Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме при оптической дисграфии: недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.; добавление лишних элементов; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.

2. Если он — переученный правша.

3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

4. Если в семье говорят на двух или более языках.

5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии). Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

7. Смешение букв по оптическому сходству: б-д, т-п, а-о, е-з, д-у. и т.д.

8. Ошибки, вызванные нарушением звукопроизношения, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта – парта, мокко – молоко, весёлы – весёлый.

Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Если вы услышали, что ваш ребёнок неправильно произносит некоторые слова, не умиляйтесь, а задумайтесь (небель вместо мебель, блухой вместо глухой, гудильник вместо будильник и другие). Значит у вашего ребёнка предположительно с началом обучения могут возникнуть проблемы с письменной речью.

Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Несколько советов родителям:

1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех.

4. Соблюдение режима дня.

Разумеется, факт соблюдения всех этих правил не сможет мгновенно искоренить все речевые проблемы ребенка, но существенно облегчит ему жизнь, поможет при обучении и создаст все предпосылки к устранению дефекта. В следующем выпуске газеты я предложу Вам несколько упражнений для профилактики и предупреждения нарушений письменной речи у детей. До скорых встреч».

Файруза Хажиева, учитель-логопед I категории

МБОУ «Основная общеобразовательная школа п. Омсукчан»,

победитель районного конкурса «Педагог года 2013».

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

57