Меню
16+

Омсукчанский городской округ

24.10.2014 18:54 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Стать водителем мне было предназначено судьбой»

Жители района не понаслышке знают автомашину ГАЗ-32071, называемую в народе «Газель», яркого, оранжевого цвета с предупреждающим знаком «Осторожно! Дети!» и, конечно же, ее водителя, вежливого к пешеходам и другим участникам дорожного движения. Он всегда добродушно улыбается, приветствуя встречных автомобилистов и прохожих. Ну, а если кто с ним не знаком, то спешу представить – Владимир Иванович Чаркин.

Общий водительский стаж Владимира Ивановича составляет без малого 40 лет! Чаркин – ветеран Труда Российской Федерации, имеет награды Министерства транспорта РФ – «Почетный дорожник России» 2 степени. Сегодня он работает водителем в управлении образования администрации Омсукчанского района, осуществляет перевозку школьников, сотрудников управления и других образовательных организаций на различные соревнования, олимпиады, конкурсы, конференции и другие мероприятия как в районе, так и за его пределами.

Родился Владимир Чаркин в селе Шабаново, Тимского района, Курской области, в простой рабочей семье. Его отец – плотник краснодеревщик и жестянщик, мама – долгое время работала почтальоном, а затем трудилась свинаркой в колхозе.

– Сам я сельский, – улыбается Владимир Иванович. – В Шабаново рос, ходил в школу, оттуда призвали на службу в ряды Советской армии. Еще будучи семиклассником я начал работать в колхозе помощником комбайнера, уж очень меня тянуло к технике. Перед армией отучился на курсах шоферов в ДОСААФ, что позволило мне все два года служить водителем, а в 1977 году, после демобилизации, вернулся в родной колхоз и сразу устроился водителем ГАЗ-53. Немного спустя мне доверили КамАЗ-самосвал.

В 1978 году Владимир встретил свою будущую жену Татьяну и сразу понял, что это любовь на всю жизнь. Так оно и вышло. Владимир Иванович и Татьяна Михайловна Чаркины вместе уже 36 лет. В прошлом году в честь празднования Дня семьи, любви и верности супруги Чаркины удостоились почетной награды «За любовь и верность». На торжественной церемонии в Центре досуга и народного творчества им вручили подтверждающую медаль.

Но обо всем по порядку. Через год после свадьбы, в 1979-м, у молодоженов появился первенец – Сергей, а в 1981-м семья пополнилась еще одним наследником – Владимиром. И вот, в 1983 году родственники его супруги сделали им вызов на север. Так Чаркины попали в село Верхний Балыгычан, где прожили до самого его закрытия. Владимир работал водителем в дорожно-строительном управлении, а потом и дорожным мастером, а Татьяна секретарем исполкома сельского Совета, затем была назначена главой сельской администрации, а после упразднения оной работала в сельском доме культуры библиотекарем.

Шло время, росли сыновья, и вот в 1989 году семья стала многодетной, появилась долгожданная дочь и любимая сестренка, которую счастливые родители нарекли Александрой. Сегодня дети Чаркиных взрослые и сами уже родители. Владимир Иванович и Татьяна Михайловна – счастливые бабушка и дедушка. Сыновья служат в правоохранительных органах, а дочь живет в Магадане, работает в торговле.

– В дорожно-строительном управлении я отработал 26 лет, сначала на автомашине ЗИЛ с полуприцепом, затем на автобусе, потом пересел на КамАЗ. По колымской трассе много намотал на колеса, – вспоминает Владимир Иванович. – Возил топливо, сухогрузы на кубакинский зимник. А когда пересел на автобус, то доставлял на выходные и каникулы ребятишек из омсукчанской школы-интерната в отдаленные поселки В-Балыгычан и Купка, там ведь были только начальные школы, а вплоть до выпускного, дети жили и учились в райцентре.

Мне довелось работать с прекрасными людьми. Виктор Кузьмич Никитин как и я много лет проработал водителем, а затем механиком в ДСУ. А о моем лучшем друге Евгении Анатольевиче Рябинине можно написать книгу – это уникальный человек, с нелегкой судьбой, очень схожей с судьбой летчика Маресьева. Женя потерял ногу, но отказался от инвалидности, научился заново ходить на протезе и до сих пор работает водителем грузовой машины, перевозит грузы в Билибино. Кстати, оба его сына ходят по нашей трассе. Вот такие люди повстречались мне в жизни.

Пока существовало ДСУ мы жили в В-Балыгычане, а переехали в Омсукчан последними в 2006 году. Так я всю жизнь и работаю водителем, – смеется Чаркин, – даже когда был назначен мастером, все равно баранку не бросал. Затем я почти год отработал в «Серебре Магадана» водителем дежурной машины, потом перешел в управление образования, где и тружусь по сей день.

– Владимир Иванович, почему Вы выбрали именно эту профессию?

– Стать водителем мне было предназначено судьбой. Я с детства грезил этой профессией. Мой дядька работал шофером, возил председателя колхоза, и я, будучи мальчонкой, вечно прятался у него в машине и даже засыпал там. Когда я вырос, оказалось, что у меня проблемы со светоощущением. Как же я переживал, что не пройду медицинскую комиссию. Еще перед армией поехал в Курск, где меня крутили на «вертушке», прошел всех врачей, сдал все нормативы, чтобы доказать, что я здоров и достоин быть водителем. Кстати, в те времена стать шофером было сложно, профессия считалась очень престижной и требования к отбору были высокими и строгими.

Я ни разу не пожалел, что выбрал эту профессию. Каждый день я иду на работу как на праздник. Это и работа, и хобби, все время я готов заниматься машиной. Спасибо моей жене, за то, что всегда относилась с пониманием к моей работе и увлечению. Татьяна никогда не ворчала, если я покупал что-либо для машины, знала, раз покупаю — значит обязательно пригодится на трассе.

– А когда у Вас выдается свободное время, чем Вы занимаетесь?

– Все свободное время я опять же посвящаю машине, – смеется Владимир Иванович. – Даже в выходной иду к ней, и обязательно что-нибудь делаю – это действует на меня как успокоительное. Ну еще изредка выезжаю на охоту. Я отцом с детства приучен к оружию, умею с ним обращаться, являюсь охотником, до сих пор имею охотничий билет. Люблю рыбалку, удочка всегда со мной в машине. А как же, вдруг будет возможность остановиться на минутку, порыбачить. В середине сентября выезжал на Солнечный, ох и удачная же была рыбалка! Жена тоже любит рыбку половить, по возможности, выезжаем всей семьей, особенно любим весеннюю рыбалку. Ну и, конечно же, как и все колымчане, любим посидеть на природе.

– Вы раньше работали на большегрузах, ходили на трассу, а сейчас у Вас другая миссия – возить людей. Что сложнее?

– Сложнее возить людей, особенно ребятишек. Много раз попадал в пургу на перевале, в снежные заносы, а дети сидели, терпели и не роптали, не жаловались. Мне всегда страшно за пассажиров. Так что возить людей очень большая ответственность.

А вообще на трассе всякое бывало. Еще когда возил грузы, бывало срывало машину на перевале. Глянешь в зеркало – несет к сопке, на душе немного спокойнее, а если несет в обрыв – то вся жизнь пролетает перед глазами. С колымской трассой шутить нельзя, она ошибок не прощает.

– Владимир Иванович, наверняка же во время рейсов у вас были интересные встречи с таежными обитателями?

– А как же. На дорогу разные звери выходят, особенно по вечерам. Много косолапых повидал на трассе. Однажды возвращался из рейса, иду накатом с тяжелым грузом и вдруг на дорогу выскочил медведь. Сначала немного пробежал поперед машины, а затем остановился, развернулся, поднялся на задние лапы, а передние вверх задрал, как будто говорил «сдаюсь». Я от неожиданности остановился, и вдруг вижу, два медвежонка дорогу перебегают. И тут я понял, что мать собой рисковала, чтобы детенышей своих спасти.

А еще был случай. Как-то ехал вместе с дочкой, вижу еще издалека, что медведь топчется на обочине дороги. Ну, думаю, ближе подъеду, он и убежит в кусты, ан нет, ближе подъехал, а медведь сел на обочину, головой машет и не уходит. Остановился я, смотрю, а дочка говорит: «Папа, смотри вон три медвежонка!». То есть отвлекала меня мамаша, боялась, что наеду на ее малышей.

– А Вы помните свой самый длинный рейс по колымской трассе? И какая была трасса в те годы?

– Конечно. Мой самый длинный рейс был, когда вез груз из Магадана в Талюрях. Очень сложная там была трасса. Дорожное полотно узенькое, в одну колею с разъездными карманами. А вот центральная трасса всегда была лучше, широкая, обслуживали ее хорошо. В те годы я по всей Магаданской области ходил. Самая сложная и страшная Тенькинская трасса, да и наш перевал Жаркий ей не уступал. А вот в Сеймчан нравилось ездить, дорога туда была ровная, всего один перевал проскакиваешь и выходишь к реке Колыма. Ох и красиво там, деревья совсем другие, рябины как на материке, да и погода немного отличается.

А сколько раньше поселков было по нашей трассе! На Капрановском перевале располагался дорожный участок, можно было остановиться, затем мой родной поселок дорожников В-Балагычан, Купка, Буркот – и это только по трассе «Герба-Омсукчан». А там пожалуйте – Мякит, Поворотный, Атка, Яблоневый, в которых заправка, столовая, гостиница для шоферов. В каждом населенном пункте мы отмечались в диспетчерской, а если диспетчер увидел, что ты больше положенного времени за рулем, то на трассу тебя уже не выпустит. Так, что машину в гараж, сам в гостиницу и отдыхать, а вот утром снова в путь. А бывало едешь, чувствуешь, что-то с машиной не то, мотор не так звучит, и интуитивно начинаешь думать, вот до поселка километров 20, в случае чего дойду, а вот через пяток километров дорожники стоят. То есть трасса жилая была, помощь всегда могла подоспеть. А сейчас, к сожалению, по всей трассе пусто и помощи ждать неоткуда.

Кстати, машин по трассе ходило гораздо больше, завозили грузы для Дукатского ГОКа, продукты в торговую контору, стройматериалы, а как гремела автобаза «Северовостокзолото», да и район тогда насчитывал 11 поселков и все работали, развивались. Дорожные службы работали хорошо. Боролись с пылью, ежедневно поливали дорогу, дистанции находились на расстоянии 10-и км друг от друга, а между ними курсировали поливалки. Применяли хлористый кальций, чтоб дорога была блестящая. А вот соль на трассе не сыпали, она разъедала снег, а потом образовывалась ледяная корка и становилось еще хуже. Так что лучше песка подсыпки для дорожного полотна нет.

В завершение беседы Владимир Иванович поздравил автотранспортников района с профессиональным праздником.

– От всей души желаю опытным водителям и начинающим автомобилистам удачи на дороге, безаварийной работы, крепкого здоровья, любви и взаимопонимания в семьях, мира и добра.

Светлана Мартынова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

153